Новости

Конгресс НАТ. День второй

20 ноября Конгресс НАТ продолжил свою работу. Тема пленарного заседания «Региональное вещание – сохранение или трансформация?» вызвала бурное обсуждение. Рассматривались вопросы оценки телевизионного потенциала регионов и выбор ими стратегии, концепции и формирования третьего мультиплекса, возможности перехода на самостоятельное программирование и партнерства с федеральными каналами.

 

С докладом «Телевизионная карта России» выступил руководитель информационно-аналитического центра, советник президента НАТ Владимир Лившиц.

Напомнив о решениях предшествующего Конгресса в части третьего мультиплекса, майской конференции НАТ, он сообщил, что недавно заключен государственный контракт с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям на выполнение научно-исследовательской работы «Формирование и распространение региональных телеканалов/программ в субъектах Российской Федерации в условиях перехода на цифровое ТВ». Региональным компаниям предлагается принять активное участие в работе, в частности, представить в НАТ сведения в форме специально разработанной анкеты, частью которой являются возможные модели перехода на цифровой формат, включая HD – формат и интерактивное телевидение.

В докладе были представлены предложения, в числе которых дифференцированный подход к формированию третьего мультиплекса с учетом приоритета региональной составляющей и в зависимости от телевизионного потенциала регионов; установление права региональных компаний привлекать к партнерству федеральные и другие телеканалы; расширение или изменение понятий «региональный канал» и «общедоступный канал», возможность муниципальным телеканалам с самостоятельным программированием претендовать на участие в конкурсах на вхождение в региональный мультиплекс и другие новации.

Генеральный директор ТК «Студия 41» (Екатеринбург) Владимир Злоказов, генеральный директор ТК «АБИ Медиа» (Владимир) Максим Полухин выступили со своими предложениями, поддерживающими положения о приоритете местных вещателей на получение лицензий и включение в третий мультиплекс, формировании его на уровне городов/муниципалитетов, модель перехода на самостоятельное программирование в партнерстве с федеральными каналами. Вместе с тем, идеи присутствия в региональном мультиплексе каналов высокой четкости, полноценного интерактивного вещания, создания консорциумов местных телеканалов, большая часть которых производит незначительные объемы собственных программ и транслируют федеральные телеканалы, не нашли поддержки ряда участников дискуссии и группы местных вещателей из Красноярска, Тюмени, Новосибирска, Челябинска, Ижевска, Новокузнецка, Сургута, Сочи. Было принято решение рассмотреть аргументы «за» и «против» поступивших предложений перед включением их в резолюцию Конгресса после дополнительных консультаций и обсуждения в Рабочей группе НАТ.

Решению проблемы распространения региональных телеканалов с помощью спутникового мультиплекса было посвящено выступление директора по новым проектам компании «Орион Экспресс» Кирилла Махновского. В докладе заместителя генерального директора МНИТИ Константина Быструшкина были представлены современные технологии, позволяющие по-новому взглянуть на проблемы регионального телевидения. Наглядно эти возможности были продемонстрированы на стенде МНИТИ на выставке NATEXPO. О возможностях мультиэкранного кросс-платформенного вещания ТВ-каналов рассказал Герасим Гадиян, руководитель проекта ViNTERA.TV, генеральный директор сети HDTV и 3DTV каналов HD Media.

Модератором пленарного заседания выступил вице-президент НАТ, президент Медиагруппы «Южный регион» (Ростов-на-Дону) Георгий Кудинов. В дискуссии приняли участие президент НАТ Э.Сагалаев, член Правления НАТ Игорь Ростов, руководитель отдела контента «Триколор ТВ» Владимир Бронников, представители телекомпаний из Ставропольского края, Кемеровской области, Республики Тыва, Нижнего Новгорода и других регионов.

 

В позитивном ключе прошла конференция на тему «Телеизмерения и рекламный рынок: новые подходы к медиаисследованиям. Чем, где и как измерять?». Генеральный директор ГК «TNS Россия» Руслан Тагиев выступил с презентацией «Эволюция телеизмерений. Новые подходы к медиаисследованиям», в которой представил весь спектр системы измерений аудитории национальных, локальных и тематических телеканалов, в которой способ доставки сигнала не имеет значения, т.е. возможно измерение потребления телеконтента из разных источников. В соответствии с рекомендациями по итогам инициированного НАТ, «Русбрендом» и АКАР международного аудита компании «TNS Россия» разработан трехлетний план по развитию системы измерений, что предполагает переход к 2017 году на генеральную совокупность «Все городское население России», включая города с населением меньше 100 тыс.человек.

Директор Департамента аналитики исследований холдинга «СТС Медиа» Иван Клейменов подробно рассказал о целях и задачах прошедшего аудита и его итогах. Независимые аудиторы пришли к заключению, что проект TV Index является хорошо организованной системой измерений, соответствующий международным стандартам.

В конференции, ведущим которой выступил заместитель генерального директора по развитию ГК «Видео Интернешнл» (Vi) Александр Лигер, приняли участие исполнительный директор НП «Русбренд» Алексей Поповичев, заместитель генерального директора по развитию сети ТК «ТВ Центр» Елена Злотникова, вице-президент Рекламной федерации регионов (РФР), директор по маркетингу и рекламе ТК «Скат» (Самара) Татьяна Неткачева.

 

Следующую конференцию «Контент для цифрового ТВ. Перспективные модели распространения и монетизации контента» и дискуссию на тему «Медиа будущего. Как будет выглядеть телевидение будущего и как конвергенция новых технологий изменит телепотребление?» провел президент ЗАО «Амедиа» Александр Акопов.

Наталья Синдеева, генеральный директор ТК «Дождь», подчеркнула, что задача производителя контента – сделать так, чтобы его захотели покупать и зрители, и операторы связи. Поскольку, по ее словам, рекламная бизнес-модель для неэфирных каналов, по сути, не обеспечивает доходность, то приходится переходить на модель абонентской платы, что и сделал телеканал «Дождь» полгода назад: введена платная подписка для зрителей.

Генеральный директор телеканала «Моя Планета» (ВГТРК) Сергей Кошляков также обратил внимание на качество контента, что в первую очередь определяет перспективы развития неэфирного телеканала. По его мнению, зритель оценивает именно контент, а не страну происхождения канала, его историю или что-то другое. С самого начала телеканал «Моя Планета» работал с рынком как платный канал, политика привлечения зрителя качеством контента дала свои результаты: два года назад телеканал вышел на самоокупаемость, а сейчас является прибыльным. По словам С.Кошлякова, цифровые мультиплексы являются элементами регулирования рынка, а не способом доведения канала до зрителя, соответственно каналам необходимо пересмотреть приоритеты своей стратегии развития.

Говоря о будущем медиакоммуникаций, председатель РГРК «Голос России» Андрей Быстрицкий отметил, что основные конфигурации медийного пространства уже сформированы, и появление новых технологий существенно ничего не изменит. Дальнейшим развитием медиаиндустрии будут управлять потребности людей, а не технологии. О тенденциях, вызовах и перспективах ТВ в цифровом преображении медиа рассказал Александр Калин, начальник информационно-аналитического центра ФГУП РТРС. Результаты исследования теле- и видеосмотрения в России представил Управляющий партнер Компании «iKS-Consulting» Константин Анкилов. На конференции также выступили заместитель главного редактора агентства «РИА Новости» Илья Лазарев, вице-президент Dolby CIS LLC Андреас Шпехтлер, генеральный директор Dolby в России Алексей Угринович.

Завершился второй день конгресса заседанием круглого стола по теме взаимоотношений вещателей и Российского авторского общества (РАО), которое провели директор Департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина и заместитель генерального директора РАО Александр Сухотин.

 

Тексты докладов, сообщений, материалы презентаций будут опубликованы в ближайших выпусках Информационного бюллетеня и на сайте Конгресса nat-congress.ru.

 

Информационно-аналитический центр НАТ